25 сессия была посвящена развитию Иркутска как интеллектуальной столицы Восточной Сибири, а также устойчивому развитию городской среды, транспортной инфраструктуры, наукоёмких образовательных кластеров и общественных пространств. Предложения участников заключались в комплексном подходе к градостроительству, интеграции "умных" технологий, сохранении исторического наследия и создании условий для междисциплинарного взаимодействия.
По итогам сессии были вынесены следующие предложения:
Развитие "умного" транспорта:
- Внедрение цифровой модели города для анализа транспортных потоков, Запуск скоростного трамвая.
- Создание выделенных полос для общественного транспорта, транспортно-пересадочных узлов и пешеходных связей между берегами Ангары.
Устойчивое развитие городской среды:
- Интеграция инновационных технологий в ЖКХ и энергетику для снижения экологической нагрузки.
- Развитие зелёного каркаса города, включая восстановление речных долин и создание экологичных общественных пространств.
Создание межвузовского кампуса:
- Объединение научных и образовательных учреждений Иркутска в единый кластер с международным участием.
- Развитие инфраструктуры кампуса: общежитий, научных лабораторий, концертного зала и пешеходного моста.
- Использование заброшенных территорий (например, бывшей радиостанции №5) для размещения объектов кампуса.
Развитие общественных пространств:
- Формирование сети пешеходных и велосипедных маршрутов, связывающих исторический центр с новыми районами.
- Создание арт-кластеров и культурных площадок для междисциплинарной коммуникации.
- Благоустройство набережных и островных территорий (например, о. Конный) для рекреации и туризма.
Наукоёмкие кластеры:
- Развитие авиастроительного, химического и IT-кластеров в агломерации Иркутска.
- Создание центра обработки больших данных на базе Иркутского академгородка.
- Привлечение международных партнёров для совместных исследований и инноваций.
Статья о сессии в журнале "Проект Байкал"
Ключевые идеи:
-Создание эко-устойчивой и качественно организованной среды, связывающей город как с внутренней так и с внешней средой с учетом полифункциональности городских зон, необходимости сохранения и развития человеческого капитала и инклюзивности
-Дальнейшее развитие трамвайной инфраструктуры. Предлагается создание мультимодального узла, в котором будут осуществляться пересадки с внешнего транспорта на городской
-Создание своеобразных въездных ворот, детальная проработка основных осей
-Рекультивация загрязненных территорий, проведение работ по созданию новых условий для резидентов промышленной зоны: так, например, резиденты промзоны должны выделить не менее 5% от общей площади участка для установки системы рекуперации и переработки отходов
Ключевые идеи:
-Модернизация и развитие транспортно-пешеходной инфраструктуры для повышения мобильности между районами городского поселения, а также расширение сети внешних связей для раскрытия потенциала южного Байкала «Большой Байкальск»
-Создание транспортного кольца, объединяющего 4 микрорайона города Байкальск, которое при пересечении с федеральной дорогой решается в одном уровне - проколом в существующей насыпи
-У становить в границах ОЭЗ следующие регламенты: площадь ЗУ до 2 га,
высота ОКС до 5 этажей и др. Отрегулировать типы и цвета используемых материалов при отделке фасадов зданий
-Создание вело-пешеходного маршрута, связывающего п. Солзан с г. Байкальском, а также создаваемый креативный кластер с производственным кластером БЦБК по Екатерининскому тракту.
Ключевые идеи:
-Разукрупнение кварталов и создание в них более замкнутой структуры. На первых этажах зданий размещаются коммерческие помещения
-Выделение красными линиями планировочных единиц – парцеллов (кварталов).
Внутри парцелл предполагается постепенное перемежевание всех участков с формированием дворового пространства
-Создание завышенных переходов в уровне тротуара и зеленого буфера между тротуаром и дорогой
-Формирование градации открытых пространств: улица, бульвар, общеквартальная площадь, торговые площади на пересечении главных улиц
Статья о сессии в журнале "Проект Байкал"
Опубликованные статьи по итогам сессии участниками команд:
Ключевые идеи:
-Создание инновационного парка «Иннопарк» на месте закрытого Мясокомбината
-Развитие иерархии открытых пространств, которые соединят существующие болота и железные дороги в единую сине-зеленую сеть
-Открытие возможностей для новых инвестиций путём уплотнения и смешанного землепользования, а также оптимизации и трансформации существующих отраслей промышленности
-Развитие дорожной сети, общественного транспорта. Соединение Жилкино с центром Иркутска и Иркутском-2 на региональном уровне.
Статья о сессии в журнале "Проект Байкал"
Опубликованная статья по итогам сессии участниками команд:
Целью сессии являлось определение долгосрочной стратегии градостроительного развития города Иркутска на основе интересов всего городского сообщества с учетом экологических, демографических, социально-экономических и технико-инфраструктурных условий исходя из ресурсного потенциала территории. Перед участниками ставились следующие задачи:
В последнее десятилетие в Иркутской области, особенно в ее южной части, наблюдается процесс интенсивного развития пригородов, который стал для нашего региона одной из новых градостроительных реалий и одновременно новым вызовом. В наибольшей степени этот процесс затронул Иркутский муниципальный район. Целью сессии является разработка принципов и параметров развития пригородного расселения и города Иркутска с учетом приоритетного характера сохранения качества среды.
Возрастает значение общественных пространств в ожесточившейся конкуренции городов в борьбе за качественный человеческий капитал — для современной Сибири это особенно важно.
Основываясь на прогрессивном опыте некоторых зарубежных и российских городов, мы знаем, что появление нового общественного пространства, совсем малого по сравнению с общей территорией города, может кардинально изменить его имидж.
Понимая, что успешность места в большой степени обусловлена проходящими через него потоками, мы хотели бы увидеть новые возможности создания систем общественных пространств на базе существующих и потенциальных. А потенциал для преобразований у Иркутска есть, и это не только промышленные зоны, утратившие свое значение в новейшей истории, но и берега Ангары и малых рек и ручьев, это существующие площади и скверы, требующие нового осмысления.
Статья о сессии в журнале "Проект Байкал" (1)
Статья о сессии в журнале "Проект Байкал" (2)
Сохранение, обновление и рацио нальное использование исторической среды города Иркутска должно обе спечить сохранение и увеличение его социально-культурного потенциала. Причем при формировании современ ной политики реконструкции города нужно учитывать, что от сноса и ремон та отдельных зданий целесообразно переходить к комплексному преобра зованию жилого фонда, т. е. комплекс ной реконструкции кварталов с группо вым ремонтом и перестройкой зданий и улучшением функциональной архи тектурно-планировочной и инженер ной организацией кварталов.Одной из основных целей рекон струкции города является создание современных жилищных условий.
Результатом проведения проектной сессии на тему «Реконструкция и трансформация городской среды Иркутска» стали предложения по типологии высокоплотной жилой застройки, альтернативным путям развития инфраструктуры кварталов (социальной, инженерной, транспортной), новым схемам взаимодействия органов местного самоуправления с инвесторами, которые будут полезны Администрации города Иркутска, Правительству Иркутской области, застройщикам города Иркутска.
Статья о сессии в журнале "Проект Байкал"
Статья в журнале "Проект Байкал" о Команде F. Площадка Якоби
Статья в журнале "Проект Байкал" о Команде D. Площадка Якоби
Актуальность темы
Тема транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) сегодня становится все более насущной и актуальной. Развитие городской среды заставляет жителей быть более мобильными, а ТПУ в значительной мере решают проблемы скорости и удобства перемещения по городу и в области. Современный транспортный узел предполагает максимальную сближенность различных видов транспорта, как правило, объединенных в рамках одного объекта – станций метрополитена, железной дороги, автовокзала и др. Такого рода городские образования требуют своей функционально-пространственной структуры и принципы ее организации.
Проблематика
Динамично развивающиеся города влекут за собой увеличение транспортного сообщения, что рождает проблему высокой интенсивности и плотности транспортного потока крупных городов.
В результате перегруженности улично-дорожных сетей (далее УДС) в городах и на подходах к ним снижаются скорость и регулярность доставки грузов и пас-сажиров, что ведёт к повышению на 20-30% себестоимости перевозок, росту транспортной составляющей в конечной стоимости продукции и услуг. Увеличиваются потери свободного времени населения, снижается качество его жизни, и, тем самым, неизбежно порождается социальная напряжённость.
Очевидной причиной перегруженности УДС и образования заторов является несоответствие пропускной способности существующей дорожной инфраструктуры требованиям, которые к ней предъявляет возросший уровень транспортного спроса.
Цели и задачи
Решение этих проблем должно привести к улучшению условий транспортной доступности, предотвращению образования пробок и улучшения окружающей городской среды.
Ключевые идеи:
- Развитие существующих и планируемых общественных центров города Иркутска, с учетом необходимости децентрализации города. Развитие центров жилых районов, микрорайонов и формирование смешанных жилых функции с поэтапной программой реализации в сложившихся градостроительных условиях
- Формирование общественно-деловых пространств с возможностью круглогодичного использования, насыщение их различными сценариями использования
- Создание зеленого бульвара на участке улицы Вампилова между сквером «Первомайский» и ЖК «Стрижи». Создание “complete street”, которая будет объединять все виды транспорта, и при этом оставаться безопасной для всех участников движения
- Создание смотровой площадки с видом на индустриальный пейзаж и «Garage-town», модернизация детских площадок и сквера «Первомайский», развитие ЖК «Стрижи»
Ключевые идеи:
-Формирование дополнительных связей берегов реки Ушаковка. Строительство пяти пешеходных мостов для связи жилой застройки с множеством функциональных зон и обеспечения 15-ти минутной пешеходной доступности
-Предусмотреть дефферинцированный подход к прибрежным планировочным элементам реки Ушаковка (5 зон). Каждая из зон будет иметь свои отличительные черты по типологии, этажности и характеру застройки.
-Регулирование параметров высотности застройки, внешнего вида фасадов зданий и элементов комплексного благоустройства
-Природно-рекреационный подход к благоустройству реки Ушаковка с учетом естественной морфологии территории.
Опубликованная статья по итогам сессии:
Ключевые идеи:
-Переселение жителей северной части полуострова в новый жилой район
-Создание новой транспортной системы для доступа на полуостров. Реализация канатной дороги в центре
-Центральная часть жилого района соединит шесть узлов, которые отличаются по своему характеру и функциям: промышленный, коммерческий, водный, творческий, природный и культурный
-Создание пешеходного моста между Затоном и центральной частью города
-Переосмысление ПЗЗ на основе смешения функций. В новом районе будут представлены офисы, жилье и необходимые образовательные учреждения
Статья о сессии в журнале "Проект Байкал"
Ключевые идеи:
-Определение недостающих коммерческих функций и наполнение территории ими (кофейни, места для развлечений и ночной жизни)
-Создание мест для совместной работы, коворкингов, доступных как студентам, так и горожанам
-Создание новой транспортной системы с приоритетом пешеходов и велосипедистов.
- Минимизация движения транспорта
-Создание подземного пешеходного перехода до набережной в центральных точках
-Организация подземных паркингов
-Создание связи Студгородка с историческим и культурным центром города
Иркутска, проектирование более короткого пути для пешей доступности территории
-Использование старой железной дороги в качестве исторического экскурсионно- развлекательного маршрута
-Создание общественных пространств, таких как байк-шеринг, стрит-фуд и тп.
Ключевые идеи:
-Создание инновационного парка «Иннопарк» на месте закрытого Мясокомбината
-Развитие иерархии открытых пространств, которые соединят существующие болота и железные дороги в единую сине-зеленую сеть
-Открытие возможностей для новых инвестиций путём уплотнения и смешанного землепользования, а также оптимизации и трансформации существующих отраслей промышленности
-Развитие дорожной сети, общественного транспорта. Соединение Жилкино с центром Иркутска и Иркутском-2 на региональном уровне.
Статья о сессии в журнале "Проект Байкал"
Проблемы сохранения и дальнейшего развития исторических кварталов, особенно деревянных в туристических целях. Например, предлагается максимально сохранить, реставрировать ценную застройку по красной линии, привнести в нее новые функции: ремесла, торговля сувенирами, рестораны, небольшие гостиницы. Совершенствование транспортной системы в историческом центре (формирования транспортных колец, исключение транзита через исторический центр, приоритет общественному транспорту , особенно трамваю, ограничение на въезд личного транспорта); Особое внимание – экологическим аспектам развития города (озеленение); Создание дополнительных центров торговли, быта и досуга на периферии, для того чтобы разгрузить центр; Расширение границ исторического центра (включается левый берег Ангары – вокзал, Студгородок)
Рассматривались взаимоотношения между городской структурой и природной средой: водная система – один из важных факторов, определяющих своеобразие Иркутска, она формирует его планировочную структуру и лежит в основе его административного деления, задает систему озеленения. Программы развития береговых пространств Иркутска относятся к ряду самых актуальных проблем, решение которых и определит облик города в будущем. Участники предложили свои методы развития охранных территорий и ландшафтов, например, было рассмотрено усовершенствование пешеходных подступов к водным акваториям и прибрежным рекреациям.
Поиски оригинальных путей решения поставленных задач привели к появлению широкого спектра проектных предложений от традиционных архитектурно-градостроительных до образно-символических.
Проектные предложения, разработанные по итогу сессии:
Площадкой сессии была территория Академгородка и Студгородка Технического университета и резервная территория между ними. Строительство моста дает сильный импульс развитию участка между жилыми зонами Академгородка, Студгородка и ИГУ. В связи с этим команды проработали несколько предложений:
По итогам сессии команды разработали несколько предложений:
Идея «зеленого взрыва», предложенная командой-победительницей, позволяет структурировать новую жилую зону и предполагает предотвращение наводнений, подъема грунтовых вод и т.д.
Тема сессии была посвящена жилому району Лисиха, наиболее проблемному и перспективному в градостроительном отношении. В целом площадка характеризуется наличием большого количества индивидуальных гаражей, брошенных промышленно-коммунальных площадок, высоким рекреационным потенциалом, удобством местоположения (устойчивая связь с центром, примыкание к главным магистралям (улице Байкальской и плотине ГЭС).
Проблемы жилого района, весьма актуального для городов России. Многообразие групп населения требует использования широкого спектра типологии жилой застройки. Роль прибрежной территории задает еще одну доминирующую функцию района – рекреационную. Популярные среди горожан бульвар Гагарина, остров Юность должны найти продолжение в береговой части Лисихи. Система озеленений должна охватывать весь район. Развитие общественного транспорта внутри района и особенно у береговой полосы, развитие системы пешеходных и велосипедных дорожек. Заброшенные промышленные здания и территории должны быть реконструированы в культурно развлекательные, спортивные или административно коммерческие объекты.
Концепции территориального развития, программно-целевых предложений по формированию градостроительной стратегии, направленной на повышение качества среды жизнедеятельности человека и сохранение своеобразия входящих в него поселений, на примере Иркутской агломерации. В рамках 8 сессии МБЗГУ в Иркутске был проведен Международный Симпозиум, посвященный формированию агломерации. В его программу были включены как выступления и круглые столы, так и посещения объектов Иркутской агломерации. Презентация отечественного и зарубежного опыта позволяет по итогам симпозиума выработать стратегию по развитию теории и практики совершенствования агломераций.
Цель сессии: Разработка концепции, разработка пред проектных предложений по дальнейшему развитию исторического центра с учетом сохранения его уникального своеобразия.
Задачи:
Разработка концептуальных предложений по организации уличного пространства основных городских магистралей – улиц Байкальской, Лермонтова и Декабрьских событий. Участникам предстояло проанализировать структуру улиц и примагистральных территорий, выявить проблемы и факторы, не позволяющие уличному пространству иметь качество жизнепригодности. Конечно целью была разработка регламентов по обустройству улиц, стилистики фурнитуры и определение основных функциональных зон. Также важным моментом многих проектов стала идея интеграции деятельности жителей города в процесс создания культурного уличного пространства.
Целью сессии была Разработка концепции сохранения и реабилитации традиционной городской среды в условиях массовой реконструкции и замены ветхой малоценной деревянной застройки на примере двух кварталов исторического центра Иркутска 131-133. Площадь территории порядка шести га. Имеется 126 построек. Будущим участникам предстояло доказать, что деревянная историческая застройка должна сохраняться, регенерироваться и возрождаться, а вместе с ней восстанавливаться сомасштабная человеку, комфортная и уютная городская среда.